Вы находитесь здесь: Главная > ВОСТОЧНЫЙ ТАНЕЦ > «Язык» индийского танца.
Post Icon

«Язык» индийского танца.

Индийский танец — это сложное взаимодействие нескольких направлений искусства и духовного развития человека.Язык жестов в индуистском танце ведет свое происхождение из Яджур Веды, символической формулы жертвенных ритуалов. Первоначально жесты призваны были вызывать духовный подъем в ходе церемоний, условно выступая в качестве ритуала.

Сложная идеография символов представляла богов и их атрибуты, небо и землю, подземный мир, 5 элементов, солнце и луну – все они имели мифологическое значение, наделялись изобразительными формами в виде символических положений кистей рук в ведических ритуалах.

«Язык» индийского танца

Древние индийские трактаты донесли до нас эстетико-теоретические основы и принципы танцевального искусства, законы образования художественной формы. Все лексическое многообразие индийской хореографии отражено здесь предстает перед нами как стройная, оригинальная художественно-образная система.

Алфавитом танца трактаты провозглашают 108 поз Шивы, названных каранами. Из каран индийский танцовщик складывает своеобразные комбинации, некую основу танцевальной композиции, — они называются ангахарами. Помимо этого танцовщику досконально следует знать мудра — разнообразные позиции пальцев, и хастажесты рук, а также многочисленные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела.

  • Словесное сопровождение и объяснения по ходу танца, игра на ударениях, словосочетаниях, ритмичности речи и паузы
  • Интерпретация божественных сюжетов
  • Пантомимы и пластические постановки поз и танца
  • Декоративное искусство макияжа, освещения, костюмов
  • Физическое развитие и лечебное действие определенных поз и мудр

При помощи мудра исполнитель способен изобразить не только различные предметы, но и любое действие, эмоции и абстрактные понятия. Этот своеобразный «язык жестов» имеет в своем «словаре» более 500 символов-понятий. В зависимости от чередований и комбинаций их, выполненных одной или двумя руками, и от положения самих рук по о тношению к телу танцовщик может передать любое содержание.

Вместо звучащих со сцены слов индийские зрители воспринимают в этом случае сменяющиеся пластические комбинации, высоким искусством танцовщика превращенные в целые фразы, реплики, монологи и диалоги. Иными словами, индийский танцовщик благодаря мудра обладает уникальной возможностью с большой точностью воспроизводить литературный текст драматургического произведения.

В Индии сама собой разумеется способность каждого индийца с детства понимать специфический язык танцовщиков. Индийцы в повседневной жизни часто пользуются ими и получают сведения о мудра в своей семье из поколения в поколение.
Художественно-выразительные средства индийского танца, при помощи которых создается пластический образ, не ограничиваются каранами и мудра. Пластический рисунок приобретает завершенность при помощи абхинайя — искусства драматического артиста, которое, как бы вытекая из двух первых компонентов и сливаясь с ними, призвано вдохнуть жизнь в сценический образ, наполнить его ярким эмоциональным содержанием. Искусство абхинайя позволяет передавать различные эмоциональные состояния движениями головы, глаз, бровей, шеи.

Трактаты по драматическому искусству фиксируют

24 движения головы:
сама — голова неподвижна (гнев, безразличие);
адхомуака — голова наклонена вперед (удовольствие, радость);
алокита - движение головой по кругу (опьянение, колебания);
паравритта - голова наклонена в сторону (влюбленность);
тирлонната — движение головой вверх, затем вниз (чувство одиночества) и т.д.

26 движений глаз:
шрингара - брови подняты, зрачки передвигаются от одного угла глаза к другому (любовь);
вира - сияющий, устремленный вперед взгляд (героизм);
шанта - медленно двигающиеся зрачки (самоуглубление, покой) и т.д.

6 положений бровей:
патита - брови нахмурены (гнев, недоверие, отвращение);
ресита - брови кокетливо приподняты (любопытство);
кунсита - одна из бровей изогнута (удовольствие, счастье или тоска) и т.д.
движения шеи:
сундари - движение по горизонтали (экзальтация);
параваритта - движение справа налево (любовь, нажность, поцелуй);
пракамрита - шея отклоняется назад, затем наклоняется вперед (беседа, объяснение) и т.д.

Движения глаз, бровей, головы и шеи танцовщика, сливаясь воедино с другими компонентами танца, подчинены общей задаче — максимально выразительному и эмоционально насыщенному показу событий, совершающихся по ходу действия. Эмоции уложены в четкие жесты и движения, соразмерные мелодико-ритмическому построению музыкального образа. Техническая сверхсложность танца предполагает безукоризненную филигранную отточенность каждого движения.

Благодаря двум художественным эквивалентам — музыкальному и пластическому, синхронно выражающим одни и те же эмоции, становится возможным их слияние, создающее впечатляющий художественный образ.

«ХАСТА» И «МУДРА»

Жестикуляционный код – это своего рода алфавит. Он состоит из двадцати четырех базовых единиц – «хаст», знаков, образованных определенным образом сложенными пальцами. Плоская ладонь с прямыми, плотно прижатыми друг к другу пальцами, называется хаста «хамсасьия» (Лебедь). Ладонь, плотно сжатая в кулак, образует знак под названием «мусти» (Захватчик), а кулак с вытянутым указательным пальцем и оттянутым в сторону большим – это знак «ардхачандра» (Пол Луны). Однако сами по себе «хасты» ничего не обозначают: ведь это всего лишь символы, подобные буквам любого алфавита. Они обретают смысл только в сочетании друг с другом, в определенном контексте и в связи с воспроизводимым действием. В таком случае «хаста» обретает значение слова – имени существительного, глагола, прилагательного и даже приставки, суффикса или окончания множественного числа. Таким образом, «хасты» переходят в разряд «мудра». Некоторые «мудра», благодаря своей выразительности и образности, расшифровываются довольно просто. Так, в движениях танцора зритель может без труда распознать пчелу, собирающую нектар с цветка, боевое оружие, брошенные игральные кости, когти тигра, восход солнца.

Иконический мудра отсылает зрителя не к форме обозначаемого предмета, а скорее к его движению, перемещению в пространстве, к производимому им действию или вызвавшей его причине. Мудра «дерево» обозначает больше процесс роста дерева, чем его форму. Существуют и указательные мудра, но указывают они не на сходство с обозначаемым предметом, а на его место в пространстве.
Мудра «небо» образуется двумя поднятыми «ардхачандрами» (указательными пальцами). А указательное местоимение «этот» выражается с помощью мудра того же рода. Другие мудра выполняют чисто символическую функцию. Все имена собственные (Шива, Панжали, Хануман, Сита, Равана и другие) обозначаются условными мудра и внешнего сходства с обозначаемым «лицом» не имеют.
Глаголы «быть», «иметь», наречия «сейчас», «всегда», существительные «счастье», «красота» — и это только несколько примеров – тоже обозначаются символическим мудра. Всего же лексика катхакали (один из видов индийского танца) включает в себя свыше пятисот мудра. Такого количества больше чем достаточно, чтобы выразить все тонкости текста.

Значения 24 хаст (принятые в традиции Катхакали), используются для изложения мифологических и сакральных сюжетов в танце

1.Патака – флаг
Эта рука представляет древко Индры, символ победы. Поднятая вверх, ладонью на зрителя, она означает божественное покровительство и величие, это жест богов и священных изображений.
- «Я есть» — «Здесь» — волны – облако – река – пруд – ночь – благословение – отвращение — «меня» — корзина цветов (если обе руки вместе) — начало и конец беседы — начало танца
Руки Патака поднимаются вверх, указывая на мир богов, и вниз – указывая на нижние миры. Руки Патака сочетаются с движением всей руки в различных направлениях с изяществом и любовным выражением, ноги движутся в такт ритму, — такой танец носит название Прасара. Руки Патака скрещиваются у запястий, показывая священный знак свастики; ладони, соединенные вместе – жест поклонения или приветствия богов и людей.

2.Трипатака – тройной флаг
Применяется для ношения оружия или атрибутов богов, то есть ваджры (молнии), чакры (диска), мрига (оленя) и т.д.
- воззвание — явление богов или аватары бога — боги на небесах (руки держатся над головой или перекрестно) — нанесение священной метки на лоб — утирать слезы (третьим пальцем) — движение — ноги (ладонями вниз) — дерево — древко стрелы — молния — сосуд или горшок (две руки вертикально, ладонями друг к другу) — огонь — светильник — корона (обеими руками)

3.Картари мукха – ножницы
- разлука — молния — смерть — хождение — указывать дорогу — шаги при прогулке — рога животного — лицемерие — подъем и падение — ворота — арка — вершины гор — лоза

4.Ардха Чандра – пол Луны
– луна — освящение — медитация — сжатие горла — убийство (движение вниз по диагонали) — боевой топор — тело — талия — бедра — лицо — зеркало — себя — коротать время, подперши рукой щеку — ухо слона
Если Ардха-чандра делается обеими руками, правая вверху, левая внизу, — это Абхайя Мудра, жест Шивы, выражающий бесстрашие и надежду. Рука Ардха-чандра, слегка согнутая ладонью вверх, несет огонь и разрушение.

5.Арала – крючок
- акт благословения — хождение по кругу — крылья птицы — уши слона — гордость — доблесть — пить яд — нектар — завязывать волосы — звать кого-то — сладкий запах — раскладывать узоры из цветов на земле

6.Шука Тунда – клюв попугая
- мистическое явление — изгнание — выпускать стрелу — метать копье — неистовство — говорить с презрением

7.Мушти – захватчик
- демонстрация силы — неподвижность — упражняться перед ударом — угрожать — схватиться за оружие — выказывать гнев — согласие — держать что-либо

8.Шикхара – вершина
- держать лук и другое оружие (лук Камадевы, бога любви) — мужчина — царь (на плече) — столб — зуб — вопрошание — указывать на губы — объятие — развязывать пояс — звонить в колокольчик — воспоминание — вхождение — «нет» — обмахиваться веером — застенчивость — точка между бровей — Шива-линга

9.Капитха – дикое яблоко
- жертвовать благовония — доить корову — пахтать — танец с уговором — придерживать вуаль — гирлянда цветов — край одежды — размахивать мечом или другим оружием
Также жест богини Лакшми, держащей лотосы у плеч.

10.Катака мукха – веер
- зеркало — женщина — срывать и собирать цветы — цветочные стрелы Камадевы — пускать стрелу — поправлять украшения — держать вину (лютню), флейту — гирлянда цветов — беседа — обращение к возлюбленному

11.Сучи – указка
- круг — мир — идти — пламя светильника — один — бивни слона или клыки вепря — угрожать — указывать — побег — одобрение — слушать — вращать гончарный круг — бить в барабан — «Я есть»
Следование за движениями Сучи полузакрытыми глазами называется Сучана, игривое движение в танце.

12.Падма Коша – бутон лотоса
- поклоняться Шиве, поднося цветы лотоса — жертвовать подношения — выражение желания — грудь — презрение — изгнание — оказывать милосердие — поцелуй — фрукт — хобот слона — число 5 — 5 цветочных стрел бога Камадевы

13.Сарпа Ширша – голова змеи
- змея — жертвовать воду в качестве подношения — разбрызгивать воду — размахивать огнем (арати) — давать и принимать (одной или обеими руками)

14.Мрига Ширша – голова коровы
- олень — корова — метать кости — «приходить» — лоб — флейта Кришны (двумя руками) — дом (двумя руками) — рисовать на лбу три полосы, поклоняясь Шиве — лестница — личность

15.Кангула – колокольчик
- мелкие предметы — кошачья лапа — глазок кокосового ореха — драгоценность — небольшой фрукт — куропатка — «пчела на лотосе» — стыдливость молодой девушки (рука у лица)

16.Алападма – раскрытый лотос
- лотос — солнце — красота — желание — грудь — радость (две руки ладонями друг к другу) — горшок — пучок волос — гора — сияние — вопрошание — проходит ночь (рука при взмахе вверх).

17.Чатура – ловкость
- показывать ум во взгляде — стыд — лепесток лотоса — долгий взгляд — «немного» — достаточность — сидеть — медленно ступать — число 4 — 4 Веды — Брахма с 4 ликами — «лила» или изящество в танце

18.Бхрамара – пчела
- пчела (с вибрацией) — обет молчания — священное омовение (кончик носа просовывается между большим и средним пальцем) — журавль — летающие существа — серьга — щелкать пальцами — срывать цветы с длинным стеблем — единение (йога)

19.Хамсасьия – лебедь
- лебедь — наставления по проведению ритуала — чистота — медитация — речь — предлагать что-либо — драгоценный камень — капля воды — пристрастие — сострадание — светоносность — мягкость — насекомые (кончики пальцев пульсируют)

20.Хамса пакша – крыло лебедя
- принимать — отвергать — обнимать (обеими руками) — шаги — женщина — маленький ребенок (две руки ладонями друг к другу) — глаза — пальмовый лист для письма — слух — благословение — «приходить» — тело — число 6

21.Самдамса – щипцы
- речь — акцентировать — завязывать брачную нить — созерцание — размышление — держать что-либо — наставления — писать — носить украшения — срывать цветы и составлять гирлянды — священная нить брахманов — прокалывать — рисовать — небольшое количество — подводить глаза

22.Мукула – бутон
- водяная лилия — подношения божеству — короткая речь — презрение — изгнание — принимать пищу — посылать поцелуй — число 5 — 5 цветочных стрел бога любви — давать — обезьяна

23.Урнанабха – паук
- демон — когти животного — хватать — рвать — лев — Нарасимха — страх — черепаха — расчесывать волосы — чесаться — поднимать камень

24.Тамрачуда – петух
- петух — птица — попугай — крюк — петля — отвергать (щелкая пальцами) — подавать знаки — вражда, неприязнь (указательные пальцы сцеплены) — разговаривать с молодой девушкой — 100 или 1000 золотых монет

СИМВОЛИКА ЖЕСТА

Язык жестов в индуистском танце ведет свое происхождение из Яджур Веды, символической формулы жертвенных ритуалов. Первоначально жесты призваны были вызывать духовный подъем в ходе церемоний, условно выступая в качестве ритуала. Сложная идеография символов представляла богов и их атрибуты, небо и землю, подземный мир, 5 элементов, солнце и луну – все они имели мифологическое значение, наделялись изобразительными формами в виде символических положений кистей рук в ведических ритуалах.

Божественные акты творения и славные деяния богов разыгрывались ведическими жрецами, принимавшими на себя роль богов, чтобы повторить на земле события, свершившиеся на небесах[1].

Индуистское мышление воспринимает Вселенную в виде многолепесткового Лотоса (Утпалла-падма), в центре каждого лепестка сидит божество. Говорится, что «Господь создал перед собой лотос; затем он сел на него и погрузился в размышления по поводу первоосновы». Богиня Лакшми воспевается в Ведах как «лотосорожденная» (падма-самбхава), «лотосоокая» (падмакши), «украшенная гирляндами из лотосов» (падма-малини), «та, которой мил лотос» (падма прийя). Лотос является также символом Богини Земли (Бху-деви).

Змея (Сарпа) символизирует космос, а также вечность. В древнем мифе рассказывается, что «Господь Ниранджана снял с себя свою священную золотую нить, разорвал ее и превратил в воды; и возник оттуда змей с тысячей голов. Ниранджана дал ему имя Васуки и предназначил ему нести на себе тяжесть всех трех миров». Отдыхающий Вишну спит на ложе из колец змея (Васуки), плавая в бескрайнем космическом океане. Океан также имеет мистический смысл, означая состояние ума.

Бессмертный Лебедь (Хамса) – это символ божественной природы Господа Брахмы и «пяти священных жизненно важных центров в человеке».

Морская раковина (санкха) считается обителью Нада Брахмы, предшествующего всему первозвука ОМ, первой манифестации Божественной Энергии в Космосе. В раковину трубят особым образом на всех храмовых церемониях.

Свастика – это священный круг удачи. В танце перекрещивающиеся конечности или кисти рук в области запястий называются свастика.

Согласно священным трактатам, каждое божество наделено своим особым атрибутом или оружием: Брахма – лотосом, Индра – молнией, Шива – лингамом (фаллическим столбом), быком или трезубцем, Шри Рама – луком и т.д. Изображение этих символов при помощи рук (мудра[2]) во время поклонения божествам призвано снискать особую милость и крайнее удовольствие последних.

Индуисты назвали формализованный и систематизированный язык жестов «божественно выразительным» при передаче состояний духа и соответствующих им богов. Некоторые из этих жестов, помимо их религиозной значимости и символизма, великолепно передают поистине нечеловеческие грациозность и нежность. Такие движения рук и «игра пальцев» получили от мудреца Сукхачарьи характерное название «дивья-крийя», или божественное действо, что принципиально отличает их от движений и жестов обыкновенных человеческих существ[3]. Танец индуизма, созданный богами – это мимика божественных деяний, где человеческое искусство является отражением внутренней божественности. Самовыражение, окрашенное индивидуальными импульсами и причудами, не имеет места в индуистском танце, искусство понимается как сознательная дисциплина ума и тела.

Жест – это душа индуистского танца – первое выражение идеи; а глаз – это показатель господствующего настроения, отраженного в выражении лица и ритмичных движениях тела. Экспрессивные жесты «раскрывают ритм духа в движениях живых существ».

«Куда движется рука, туда же следует и глаз; куда следует глаз, туда движется ум; куда движется ум, туда стремится настроение (бхава); а куда следует настроение, там возникает окраска (Раза)».[4]
«Мастера должны использовать жесты рук в соответствии с общепринятой практикой» — говорит Бхарата, — «и в этом смысле они должны следить за движением, объектами, сферой, количеством, уместностью и способом».

Кисть руки – это центр выразительности жеста в индуистском танце. Показ ладони с различными положениями пальцев – это характеристика. Запястье – осевой центр для всех движений рук в любом направлении.

Согласно Натья Шастре, язык жестов основывается на 24 жестах, называемых Хаста (рука)[6]; а в соответствии с Абхинайя Дарпана, их общее число – 28. Жесты одной руки называются Асамьюта, а жесты двух рук – Самьюта. Каждый жест описан в текстах на санскрите, где даны названия каждого пальца и части руки, и указано, как пальцы должны распрямляться, раздвигаться, или сгибаться, чтобы получить нужное положение руки.

Движения рук — Хаста прана

Хаста прана, «жизнь рук» — это те движения рук и пальцев, которые «дают жизнь», или наделяют смыслом жесты; например, шевелящиеся пальцы показывают свет луны, любовную страсть, искры; покачивание рукой со сгибанием запястья – это ухо слона, полет птицы, река, окрик «с дороги!». Волнообразные колебания руки движением запястий – это волны, рыба; разжимание рук – давать, подношение цветов, цветение, цветочные стрелы Бога Любви; разжимание пальцев – разговор, эмфазис; встряхивание руками – полет пчелы, гнев, сияние, молния, развевающиеся волосы; круговое движение руки относительно запястья – лоза, обнаженное оружие, мир.

Словарь жестов индуистского танца обогатился благодаря знаниям и практике бесчисленных поколений, сохранивших это искусство вплоть до сегодняшнего дня.

Похожие статьи:

  1. История Балийского танца. Балийские танцы родились В 14-м веке, поражение Бали Маджапахит привело...
  2. Зарождение танца. ТАНЕЦ, ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и...
  3. История танца Kecak . Танец Kecak на Бали ,в Индонезии Тари Kecak.  «Cak-CAK-CAK».Навязчивые звуки...
  4. Восточные танцы-Индия. Индия. В соответствии с индуистской легендой, мир был создан танцующим...
  5. Танцы Юго-Восточной Азии. Юго-Восточная Азия. Влияние индийской и китайской культур на народы Юго-Восточной...

Теги: , , ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: