Спонтанный танец.

В современном мире танец является интегратором всех аспектов человека. Танец — это и зрелище, приятное времяпрепровождение, социальный ритуал, спорт и танцевальная терапия. Популярны классический балет, спортивные и бальные танцы, молодежные современные направления хип-хоп, брейк и другие. Наряду с любителями структурированного танца растет число поклонников спонтанного танцевального направления.

Структура — заранее заданная конструкция, свод правил. Структура танца детализирована в хореографии. Спонтанность — это отсутствие прогнозируемой структуры, непрерывность без повторений, опора на пустоту, поток творчества. Спонтанный танец — это такой вид движения, при котором тело максимально раскрепощено, пластично и движется как бы само по себе. Спонтанный, т. е. возникший вдруг, в точке соприкосновения пространства, времени и энергии. В этом движении практически не участвует «голова». Есть только самонаблюдение за телом во время танца. Спонтанный танец — фантазия, рожденная голосом души, фантазия, которая является природной силой человека. Это импульс, возникший не на территории мыслей, а на территории чувств. Это жизнь во всей ее безграничности, выраженная в форме танца, в истории, рассказанной телом. Корни спонтанного танца восходят к древнейшим цивилизациям.

Спонтанный танец.

На раннем этапе истории танец был средством выражения мыслей и чувств, которые нелегко было перевести в слова. Спонтанные движения и жесты служили для человеческой коммуникации задолго до появления формального языка (Langer, 1953). Самое древнее — индийское танцевальное искусство. Согласно индуизму, создателем и первым исполнителем танцев является бог Шива, который, танцуя, создал из хаоса Вселенную. На протяжении тысячелетий в разных культурах существовали ритуальные танцы для празднования победы, оплакивания мертвых, лечения больных. Танец был сильным средством самопроявления и выражения чувств. В религиозных ритуалах танцоры стремились отрешиться от всего, стать частью вселенной, в танцах-имитациях участники отождествляли себя с сильными, свирепыми животными или колдунами и чертями. Человек не просто механически имитировал движения животных, а входил в образ. Эта сила перевоплощения давала возможность слиться с Природой, прочувствовать всю ее силу и многообразие внутри себя. Изображая какое-либо животное, человек пытался приобрести качества, присущие именно этому животному: силу, скорость, хитрость, легкость, гибкость. Фактически народные танцы развивались как популярное развлечение, смягчающее отчаяние и отражающее своеобразие национальных характеров и традиции разных народов. Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации и самовыражения превратился в вид искусства, целью которого было поучение и увеселение публики. К XIX в. танец стал формализованным средством выражения, что лучше всего иллюстрируется появлением классического балета. Одной из тех, кто внес свой вклад в возрождение свободного танца в Северной Америке в XX в., была огненная и свободолюбивая Айсидора Дункан. Она использовала естественные и выразительные движения в современном творческом танце, отбросив формализм традиционного балета и сменив романтические иллюзии на реализм. Дункан исходила из того, что танец может использоваться для естественного выражения сокровенных чувств и «души» людей.

На этом пути современный танец развивался как средство индивидуальной экспрессии или как отрицание классических форм движения. Сегодня танец используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец исполняется, чувства выражаются с помощью серии высокоструктурированных форм движений. В спонтанном танце чувства высвобождаются в свободном движении и импровизации, и стилизация, делающая танец представлением или видом искусства, не играет роли. Танец является коммуникацией посредством движения, поэтому в спонтанном танце нет стандартных танцевальных форм и для личной выразительности могут использоваться все формы: танец примитивных племен, народный танец, вальс, рок, полька.

Спонтанный танец.

Представление о танце как коммуникации было развито экспрессивной танцовщицей Мери Уигман. Спонтанный танец — это уникальный язык, язык тела, способный выразить невыразимое, передать непередаваемое, скрытое, спрятанное от систематизирующего разума. Сегодня спонтанный танец активно используется в психологии как метод саморегуляции организма. Корни его уходят в ведическую традицию. Большинство городских ритмов, в которых живет человек, не являются естественными. Когда мы живем, следуя своему собственному ритму, все в жизни приходит в равновесие. Открывая мудрость своего тела, доверяя ему, мы обретаем жизненную силу и двигаемся по жизни — легко, непринужденно и творчески – в ритме своего танца. Танец – это простой и самый короткий путь к тому, чтобы вернуть энергию и радость движений своему телу. Техники танцевальной терапии, как правило, основаны на спонтанном танце, в ходе которого высвобождаются и снимаются внутренние напряжения человека. Спонтанный танец доступен абсолютно любому человеку. Не нужно обладать какими-то особенными физическими способностями или техниками, не нужно специально готовиться — учить специальные движения, как в других танцах.

Ключом является умение прислушиваться к себе, к тому, что хочет выразить ваше тело, следуя за своими собственными импульсами. Ритмы помогают танцу, направляют его и делают его по-настоящему волшебным, исцеляющим и полным открытий. Существуют множество танцевальных школ спонтанного танца, технологии которых направлены на то, чтобы при помощи определенных двигательных и ментально-двигательных действий, приводить к состоянию внутренней гармонии и устойчивости. Устойчивости и физической и психоэмоциональной. Подготовленное тело, имеющее практические навыки релаксационного движения создает более гармоничный, более сложный, интересный рисунок спонтанного танца. Взаимодействие спонтанного танца с внутренней и внешней структурой окружающего мира позволяет при максимальном мышечном расслаблении сохранять определённый контроль сознания. В разных странах мира проходят вечеринки спонтанного танца, каждый участник которых — автор и исполнитель своего собственного неповторимого танца.

Так же вам будет интересно:

Оставить комментарий