История танца Хула.

Танец хула, с древних времен был частью гавайской культуры , возможно, даже и раньше были люди, живущие на островах, которых в настоящее время называют гавайцами, это видно из множества традиций его происхождении. Различные места, в том числе острова Гавайи, Moloka, Оаху и Kaua, я не утверждаю, что они родина танца хула, но он связан с ними рядом богов и людей. 

История танца Хула.

Некоторые утверждают, что Hiiakas была первой танцовщицей хула. Другие называют Kapo’ulakina’u первым божественным покровителем хула, или ссылаются на красивую историю Keaomelemele как основу мифа о танце. Третьи рассматривают его происхождение с различными формами пан-полинезийской культуры героя, великого мореплавателя Laka/La’a/Lata.

Эти рассказы представляют собой попытки древних людей, ответить на вопрос: «Откуда пришёл танец хула?» По этой причине усилия решить, какие из этих историй являются «правильными» более или менее пустая трата усилий. В какой-то степени, все эти ответы правильные, такова природа мифа.

Отправная точка всех этих историй, которые несут понимание танца хула является то, что большинство из них воспринимают танец хула с богинями. Современный миф, время от времени повторяется в литературе, в котором считается, что в древние времена только мужчины танцевали хулу. Мало того, что нет документальных свидетельств в поддержку этого утверждения (например, записи Джеймса Кука, первого европейского посетителя Гавай,  видел танцующих женщин на Kaua`я в 1778 году.), Но ассоциация гавайцев, про танец хула с богинями выступает против этого. Как и во многих политеистических народах, они, как правило наделили своих богов человеческими качествами. Богиня Хина, например, бьет капа так же, как это будет делать человеческая женщина . Это делает танец трудно проверяемым, то что что гавайцы связали свои древние танцы с женским божеством, если женщине человеку было запрещено их исполнять.

Хула после 1778 года

Есть несколько записей Кука, о хула спектаклях, и экспедиция художника Джона Веббера обратила танцовщиков носить то, что кажется было сделано из зубов собаки, и с помощью одного Ули улы. Эти описания являются значительными, так как это первые и единственные записи о танце хула, сделанные посторонними во время первого контакта.

С приходом Кука началась эпоха великих и быстрых изменений в гавайской культуре. Не только иностранцы ввели материальные блага, такие как тканые ткани, инструменты и оружие, социальные практики, такие как обмен пищей между мужчинами и женщинами, но потомки гавайцев, некоторые из наиболее опытных моряков, начали путешествие на борту европейского судна и обучение обычаев других народов.

Пожалуй, ни одно событие этого периода не отражает более заметно, изменения, вызванные иностранными контактами, чем отмена капу после смерти Камехамеха в 1819 году. С момента своего появления в Tahitian священник Pa примерно в тринадцатом веке нашей эры, капу был основным механизмом контроля Гавайского общества. В современном понимании это вообще означает «запрещено», например, знак с надписью Капу это способ сказать «Посторонним вход воспрещен». В то время как он имеет это значение в древнем языке, это также означает «священный» или «привилегированный», и эти определения более точные описания системы капу.

Основа этой концепции капу в том, что мана, духовная сила. Все творения, в том числе современные вещи называют неодушевленными, и обладают мана, но некоторые люди имеют больше, чем другие. Среди людей, али (начальники), будучи более тесно связаны с богами, чем люди более низкого ранга, имели более мака` ainana (простолюдинов), и мужчины обладали больше, чем женщины. Чтобы быть эффективными, каждый человек и маны и каждый класс должен оставаться чистым от другого класса.

Сохранение духовной и генеологической чистоты, было такой же заботой гавайцев этой эпохи, как это было в европейских королевских семьях, ортодоксальных евреев или мусульман, и протоколы, которые они разработали для этой цели были столь же строги. Например, в некоторых областях, таких как Holoholoku в Wailua, Kaua , были закрыты для любого менее главного ранга. Простолюдины, пойманные на вторжении на участок, будут казнены. Другие известные капу reseved продукты, такие как свинина, некоторые сорта красной рыбы, и большинство видов банан только для мужчин, и запрещали полам есть вместе.

Больше, чем просто набор социальных конвенций, капу отражает расположение Вселенной. Как боги держали порядок в макромире, поэтому их земная борьба с частями, али , держать порядок в человеческом обществе. Когда Али ввели насильственные капу, общество функционировало гармонично. Если что-то пошло не так у Али и капу был нарушен, общество ломалось.

Kamakau и другие комментаторы записали, что большие социальные потрясения зачастую начинались после смерти могущественного вождя. Во время междуцарствия, пока новый али не был утверждён, власти делали переустановку капу, происходили всякие запрещенные поведения . То, что произошло в 1819 году было то, что Камехамеха II, наследник Камехамеха , никогда не восстанавливал капу после смерти своего отца. По настоянию своей матери, Keopuolani, а регентом был Ка `ahumanu, он провозгласил «ай Ноа, или «свободное питание», и присоединился к королевской даме на общественном банкете.

Этот закон изменил Гавайское общество во многих важных направлениях. Одним из самых значительных было, то что это произошло примерно за полгода до первой компании протестантских миссионеров, которые содействовали обращению в христианство.

Общее искажение истории считает, что миссионерам была запрещена хула. Хотя это правда, что они открыто не одобряли хула (и, конечно, другие формы танца) и как распущенные и простое времяпрепровождение, они не имели права принимать законы. В 1830 году Ка `ahumanu, регент королева и христианства, издал указ о запрете общественных выступлений хулы, но это мало повлияло на танец.Хотя было очевидно, не официально отменённый, закон просто игнорировался, особенно после того, Ка `ahumanu умер в 1832 году, так что он практически прекратил своё существование. В 1836 году, например, французский консул в Маниле посетил Гонолулу, и принял участие в государственном банкете по приглашению короля. Часть торжества была формальной хула .

Безусловно многие христианские гавайцы считаются аморальными хула, и пытались искоренить её.Ряд писем от Гавайских журналов Nupepa Kukoa в 1864-66 жалуется на школы хула, работающих в Мауи, O `аху и Kaua. Эти письма интересны тем, что они показывают, что хула продолжает процветать, особенно в сельской местности. В самом деле, как утверждает Дороти Barrere в исторической перспективе хула , власть и влияние «национального танца никогда не угрожали …. хула остается любимым развлечением гавайцы всех классов».

С вступлением царя Давида Калакауа в 1874 году, хула вновь стала официально общественной.И его коронация в 1883 году и в 1886 его юбилейные торжества включали выступления древних и вновь созданных танцев. Именно под патронажем короля Калакауа, Мерри Monarch, организаторы фестиваля показали современный танец хула.

Через два года после смерти Калакауа в 1891 году, его сестра и преемник Лили , была вынуждена отказаться от престола , из-за бизнесменов Гонолулу, которые были в сговоре с министром США . С окончанием Гавайской монархии пришел конец хулы в рамках официального протокола правительства в течение почти столетия.

Хула после 1893 года

Как это было сделано с момента его начала, хула продолжает развиваться в течение девятнадцатого и двадцатого веков. Уже с 1865 года, стиль называют хула-куя (вступил хула), сочетание отечественных и зарубежных элементов, стали популярными.

Городские Гавайские общества в конце девятнадцатого века были космополитическими, как сегодня.Особенно после того, как поездки на пароходе стали обычным делом, и люди из разных уголков мира приехали на острова, и гавайцы пошли в плавание. В начале 1880-х годов, например, Дэвид Калакауа стал первым правящим монархом, чтобы обогнуть Землю. Его визит к императору Японии во время этой поездки помог открыть Гавайи для японской иммиграции, которая официально началась в 1885 году. Даже те граждане Гавай, кто не путешествовал охотно следовали и приняли новейшие научные и культурные тенденции своего времени. Европейские музыканты, такие как Генри Бергер представил мелодии, танцы, и даже документы из их стран.

Гавайская музыка и танцы были приняты и адаптированы многими из этих новых элементов, и эта тенденция продолжается и сегодня в Jawaiian и других современных музыкальных изобретениях. В начале ХХ века, в Голливуде режиссеры «открыли» Гавайи, адаптируя хулу в своих собственных целях и фантазиях. Многие знакомые Hapa-хаоле (песни о Гавайях, полностью или частично имеют некоторые хаоле (иностранного) языка, чаще всего английский) мелодии, такие как « My Little Grass Shack» и «Blue Hawaii» датируются эпохой Голливуда.

В начале 1960-х годов, группа бизнесменов Хило, желая, чтобы привлечь туристов в сезон обычно медленноuj марта-апреля, решили организовать фестиваль местной культуры. По совету работников культуры обеспокоенные больше хаоле характером гавайской культуры в целом и хула, в частности, они возбудили конкуренцию хула танца. Чтобы отличить их от обычных событий, туристам показывают выполнение более «подлинной» хулы, которую они создали из категории хула kahiko (древние танцы или современные в старинном стиле) и хула ауана (современный). Сегодня этот фестиваль, названный Merrie монархом в честь царя Давида Калакауа, является одним из основных событий средств массовой информации. Это также существенно повлияло на обучение хула .

Создание конкуренции Merrie Монарх совпало с возросшим интересом к  Тихоокеанской океанической культурой. Наиболее заметные и известные выражения этого возрождения были путешествия на байдарках, такие как Hokule и Гавайи iloa по древней океанической магистрали, которая после подключения Таити, Гавай, Раротонга, Аотеароа, Тонга, Te Пито о те Henua и другие полинезийских островов.

В начале двадцать первого века, хула и Гавайская культура продолжают развиваться и распространяться. Некоторые из них привезла Гавайская диаспора, которая началась в восемнадцатом веке с Гавайских островов на борту рабочего иностранного судна, а также возросла с ростом современного транспорта и связи. Этнические гавайцы теперь живут и в Северной Америке, Европе, Австралии и других регионах мира. В западной части Соединенных Штатов, в том числе в Неваде, Вашингтоне и Калифорнии, проживают особо крупные колонии поколений Гавайских островов, многие из которых с гордостью практикуют и показывают свою культуру, как способ отстаивать свои связи с их исторической родиной. Отчасти благодаря им, люди в Европе, Японии, Мексике, Канаде, США и других странах в настоящее время учатся и танцуют хулу.

Такая популярность приносит и свои проблемы. Сможет ли хула сохранить свою целостность, как гавайская культура, в то время как каждая новая земля, и каждый новый студент способствует её росту? Есть ли опасность ассимилировать с поглощением в другие формы других культур танцев, и потеря самого качества, которое даёт ему такую большую апелляцию?

Как советует известная гавайская пословица, «Обратите внимание на источник.» В хула это может иметь очевидный смысл «Смотрите, что ваш учитель (куму) делает». Она также содержит более глубокое замечание не упускать из виду хула  корни (куму) в древнем протоколе Гавайев и Полинезии. Если он потеряет связи с этим, хула действительно может стать еще одним стилем танца. Как Рое хулу (хула человек) справляются с этой задачей будет определять, как хула будет развиваться в этом веке и столетии.

 

Так же вам будет интересно:

Оставить комментарий