Боевые танцы-гопак.

Боевой танец гопак, вернее — боевой гопак, часто сравнивают с бразильской капоэйрой, но это верно только отчасти. В самом деле, боевое искусство чернокожих бразильских рабов скрывалось под внешним видом танца, а пляска запорожских воинов, каждый элемент которой мог использоваться в бою (как с оружием, так и без него), больше напоминает традиционное китайское кун-фу. Не по виду, но по сути.
Боевые танцы гопак.
В кун-фу ученик первые несколько лет обучения вообще не допускается до разучивания боевых приёмов. Он только тренирует стойки, удары, блоки и перемещения, связанные между собой в некое подобие танца. Конечно, тут речь идёт о традиционном, боевом искусстве, а не о современной, коммерческой его разновидности. В самом деле, как сегодня объяснить новичку, что он должен провести несколько лет тренировок (оплаченных, между прочим) в разучивании скучных стоек, в то время как другие, более раскрученные школы, сразу учат боевой технике?
Гопак с лёгкостью решал все проблемы начальной боевой подготовки казачества. Казак, с детства танцующий гопак, когда приходило время начинать боевую подготовку, уже владел всем комплексом необходимых приёмов! Оставалось просто научиться их правильно применять.

Сегодня есть три взгляда на это боевое искусство.
Первый гласит, что боевой гопак — это исконно украинская боевая система, впервые появившаяся в Запорожской Сечи. Тут надо сразу разделить гопак на танец, включающий в себя боевые элементы, и само искусство боя, основанное на этих элементах танца, которое и называют «боевой гопак». На Сечи существовали школы, где это боевое искусство преподавалось вместе с грамотой и обучению игре на музыкальных инструментах. После революции традиция боевого гопака была прервана, пока в 1985 году один житель Львова по имени Владимир Пилат (имеющий опыт восточных единоборств) не взялся за его реставрацию, взяв за основу движения танца гопака. И сам термин «боевой гопак» тоже придумал именно он. В 1995 году в Украине прошёл первый чемпионат, а в 1997 г. была создана Центральная школа боевого гопака. Так вот, первый взгляд на боевой гопак как на древнее украинское боевое искусство, возрождаемое энтузиастами (при поддержке государства) и являющееся неотъемлемой частью украинской национальной культуры, близок многим представителям этой школы.
Второй взгляд на гопак окрашен в ультранационалистические тона и возводит его корни к боевому искусству то ли ариев, то ли древних укров. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что и некоторые современные стили русского боевого искусства тоже считают себя наследниками боевого искусства гипербореев, или, опять же, ариев. Но во всём этом очень много патриотизма и очень мало спорта, так что мы лучше перейдём к третьему взгляду.
По нему выходит, что боевой гопак есть современная компиляция различных элементов восточных боевых искусств с элементами гопака и украинского фольклора. И сама философия украинского боевого искусства весьма похожа на философию восточных боевых искусств, но с небольшой национальной добавкой. Тут жизнь тоже воспринимается как поле боя — боя за идеалы чести, справедливости и украинского государства.
Боевая техника гопака сочетает в себе танцевальную пластику с ударами, блоками, захватами и бросками. А также с работой холодным оружием от крестьянского серпа (двух серпов) до двуручного меча.
В боевом гопаке существует 7 ступеней воинского мастерства. Три ученические — Жовтяк, Сокол, Ястреб, одна промежуточная — Джура, и три мастерские — Козак, Характерник и Волхв. У каждой ступени есть свой герб, что, согласитесь, не хуже чем цветные пояса и даны.
Поединки проводятся в очерченном круге под музыкальное сопровождение, задающее эмоциональный тон боя. Имеющие мастерские степени могут использовать в поединках-танцах оружие. В сочетании с историческими казацкими костюмами зрелище получается впечатляющее. Так, в 2001 году на Всемирном фестивале боевых искусств в Южной Корее представители сборной команды Международной Федерации Боевого Гопака, впервые презентовавшие там своё боевое искусство, заняли третье место.
С 2004 года боевой гопак введён в учебную программу Киевского университета «Украина». И в том же году на базе Киевской Федерации Боевого Гопака создан Художественный центр Арт-шоу Гопак, организующий показательные выступления и шоу-программы в Украине и за рубежом.
И в заключение, приведём слова китайского мастера о кун-фу и танцах: «Боевые искусства называются на китайском языке «У» и произносятся так же, как и слово «танец». Эти два понятия взаимосвязаны, — считает Ли Юфу, главный судья Международного чемпионата традиционных китайских боевых искусств, учрежденного телекомпанией NTD. — Такими танцами восхвалялись боги и предки, а сами боевые искусства предназначались для пресечения зла».

Так же вам будет интересно:

Оставить комментарий